Объем выдач ставит рекорды благодаря растущему среднему чеку. По итогам апреля 2023 года объем выданных автокредитов оказался рекордным за десять лет — почти 110 млрд руб. Однако в количественном выражении сегмент автокредитования продолжает отставать от докризисных показателей. И за год это отставание можно будет преодолеть с трудом — на рынок по-прежнему оказывает давление рост стоимости машин, а также их дефицит на фоне возросших рисков параллельного импорта.В Москве закончились новые автомобили Volkswagen Polo
По итогам апреля российские банки выдали автокредитов на 109,5 млрд руб. Это максимальный месячный результат с 2013 года, следует из данных экспресс-мониторинга Frank RG. Рекордным оказался и средний размер автокредита — 1,42 млн руб. По данным Frank RG, показателя в чуть более 1,4 млн руб. чеки на рынке автокредитования достигали лишь в феврале 2022 года.
В количественном выражении сегмент автокредитования продолжает немного отставать от докризисных показателей. Так, в апреле банки выдали 77 тыс. автокредитов. Это почти в 1,5 раза меньше, чем в докризисном апреле 2021 года (92 тыс. автокредитов), следует из данных Frank RG.
Источник: Евгений Павленко / Коммерсантъ
Рынок автокредитования продолжает постепенно восстанавливаться, причем рост наблюдается как в сегменте новых авто, так и в сегменте машин с пробегом (см. «Ъ» от 13 января), отмечает проектный эксперт Frank RG Станислав Сухов.
«Позитивно на динамике автокредитования отражается постепенная адаптация авторынка к новым условиям и формирование новых логистических цепочек. Динамика выдачи в марте—апреле может быть связана и с некоторым снижением уровня неопределенности у населения и ростом склонности к совершению крупных покупок», — считает заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов НКР Егор Лопатин.
По итогам года в оптимистичном сценарии рынок сможет достигнуть уровней 2021 года, но только в рублевом выражении, уточняет господин Сухов.
В том году было выдано 935,3 тыс. автокредитов на сумму 1,1 трлн руб. Однако «для количественного восстановления рынку потребуется больше времени, а также благоприятные условия: возобновление льготных программ кредитования для сегмента новых авто, наполнение рынка китайскими брендами и выход производства отечественных брендов на плановые уровни», — поясняет эксперт.
Источник: Коммерсантъ
Тем более что параллельный импорт пока лишь частично удовлетворяет спрос на автомобили марок, покинувших российский рынок, отмечает Егор Лопатин. Усложнить ситуацию может и ужесточение контроля за соблюдением международных санкций в отдельных дружественных странах, через которые импорт поступает на российский рынок, полагает эксперт: «Да и в условиях существенно возросших цен на новые автомобили удлиняется срок владения личным транспортом, а также увеличивается интерес к каршеринговым сервисам, что ограничивает потенциал роста рынка».
Сами банкиры пока не готовы официально прогнозировать годовые результаты, несмотря на позитивные показатели последних месяцев. Лишь в ВТБ заявили, что 2023 год станет для автокредитования рекордным — как по объемным, так и по количественным показателям. «Восстановление автокредитования связано с реализацией госпрограммы, наполнением рынка новыми китайскими брендами, а также увеличением доли дилеров на рынке машин с пробегом», — поясняют в банке. В ВТБ ожидают, что участники рынка выдадут физлицам на покупку транспортных средств на 4% больше кредитов, чем в 2021 году.
Полина Трифонова
Источник: auto.mail.ru